Подводные камни протравки: дерево — непредсказуемый материал

Дерево – непредсказуемый материал. Эти три слова описывают большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся в попытках изменить цвет древесины с помощью протравы. Структура древесины представляет собой множество мельчайших ячеек, в которые и впитываются красящие вещества. Однако, на скорость и интенсивность поглощения протравы древесиной влияет бесчисленное количество факторов. Именно поэтому, когда дело касается протравки – дерево по истине непредсказуемо.

Подводные камни. В чём вся сложность?

Одна из основных целей протравки, будь то необработанная деревянная мебель, деревянные части строения, двери, полы или элементы отделки, состоит в придании дереву цвета, который впишется в существующий интерьер. Чаще всего цвет подбирают под другие деревянные элементы интерьера, но иногда на изменение цвета мебели могут вдохновить и шторы, и обивка, и даже картины, висящие на стенах, или другие предметы искусства.

Фото: такими получаются узоры после протравки древесины
Такими получаются узоры после протравки древесины

Удобно, когда объект, который необходимо протравить, сделан из той же породы дерева, что и тот, на который мы изначально ориентировались: к примеру, мы купили необработанный дубовый шкаф к обработанной дубовой кровати. Гораздо сложнее, если древесина разная и отличается по своим свойствам, или, что ещё хуже — наш объект сделан из нескольких пород дерева.

Даже когда необходимо обработать две доски из одной и той же породы дерева, порой случается так, что одна и та же протрава ведёт себя на каждой из них по-разному. Так, ячеистая структура дуба может варьироваться в зависимости от его вида: например, розоватая древесина красного дуба и желтовато-коричневая древесина белого отличаются по свойствам. То же самое справедливо и для разных видов клёна, сосны, красного дерева и других пород.

Учитывая тот факт, что протрава призвана раскрыть, а не замаскировать натуральный цвет дерева, мы должны понимать, что конечный результат будет зависеть от исходного оттенка древесины.

Характер узоров

Даже если мы работаем с двумя досками из одного и того же вида древесины, остаются факторы, усложняющие процесс протравки. Наиболее распространённый из них – это характер узоров. В каждой доске поры выстроены по определённой структуре, которая, вкупе с оттенком древесины, и позволяет отличить дуб от клёна, или вишню от красного дерева. Тем не менее, у разных видов одной и той же породы дерева характер узоров может варьироваться. Так, природным дефектам обязан своим названием клён «птичьи глазки», а клён «скрипичный ключ» считается лучшим для изготовления скрипок. Каповый орех, с его сложным узором из завитков, обычно используется для дорогостоящей инкрустации и для изготовления приборных панелей экзотических спортивных автомобилей.

Фото: способ протравки вишневой доски может зависеть от старения древесины
Способ протравки вишневой доски может зависеть от старения древесины

Характер узоров также может зависеть и от того, каким образом был распилен ствол дерева. Так, например, знаменитый четвертной дуб получил своё название именно благодаря способу распила ствола на доски. Дубовые доски радиального распила отличаются узором в виде длинных волнистых продольных полос. Если же ствол распиливают на четыре части, а затем каждую часть распиливают под разными углами, то узоры готовых досок отражают фактуру разных пластов ствола. Четвертной дуб иначе называют тигровым, благодаря тому, как располагаются полосы на его срезе. Разница в характере узора становится ещё более очевидной, когда дело доходит до протравки, и достигнуть идентичности цвета двух дубовых досок подчас бывает очень непросто.

Уровень влажности

Другой фактор, влияющий на финальный цвет протравленного дерева – это концентрация влаги в его порах. Хорошо просушенное дерево значительно лучше впитывает пигмент, чем сырое. Обычно качественное дерево для изготовления мебели высушивается в печи, где влажность стабилизируется на уровне 6-8%, но учитывая то, что дерево во многом схоже с сухой губкой, его уровень влажности может критически увеличиваться, если оно хранится во влажном помещении.

Фото: искусственная протравка древесины может выполняться разными цветами.
Искусственная протравка древесины может выполняться разными цветами.

Возраст дерева – тоже важный фактор, который следует учитывать. Так, например, американская вишня, которая высоко ценится краснодеревщиками на протяжении многих веков, начинает менять свой цвет с первого дня после того, как была спилена. Вы можете сравнить насыщенно-красноватую новую вишнёвую доску со 150-летним вишнёвым комодом из музея старины, чтобы увидеть, как сильно темнеет вишня со временем.

Все эти факторы были описаны лишь для того, чтобы сформировать представление о том, как сильно могут отличаться между собой две доски дерева, и как, на самом деле, сложно рассчитывать на одинаковый результат их протравки.

Как добиться удачной протравки?

После того, как мы сделали всё возможное, чтобы максимально нейтрализовать разницу в свойствах между двумя деревянными объектами, можно предпринимать следующие шаги. Первым из них должно стать понимание того, что нельзя начинать протравку, не сделав пробу на идентичном образце дерева, будь то отколовшаяся щепка, незаметная часть поверхности обрабатываемого объекта, необработанный стул или участок пола, который будет скрыт под пианино. Чтобы проба была эффективной, её надо делать не на похожем, а именно на идентичном образце.

Фото: протравку древесины лучше проводить в том же помещении, где и будет использоваться данный материал
Протравку древесины лучше проводить в том же помещении, где и будет использоваться данный материал

Выбирая цвет протравы, помните, что цвет, обозначенный на банке, в брошюре или каталоге, только приблизительно отражает итоговый цвет вашего объекта: даже если цвет был сфотографирован идеально, дерево всё равно остаётся непредсказуемым. Поэтому рекомендуется покупать две-три самые маленькие баночки протравы близких тонов, похожих на желаемый цвет. Когда вы поймёте, какая протрава (или их комбинация) подходит для придания вашему объекту нужного цвета, вы сможете вернуться в магазин и купить контейнер большего объёма.

Смешивание протрав

Даже если палитра оттенков протравы представлена в магазине максимально широко, вполне может оказаться, что именно тот цвет, что нужен вам, получается только при комбинации двух оттенков из предложенной палитры. Чтобы успешно скомбинировать две протравы, необходимо следовать трём простым правилам: никогда не смешивать протраву на водной основе с масляной протравой, точно отмерять количественное соотношение ингредиентов, используя мерные ложки или чашки, и записывать точную формулу вашей смеси, чтобы повторить протравку на следующий день или год.

Контроль над интенсивностью протравки

Конечный цвет зависит, в том числе и от того, как долго вы позволите протраве впитываться в поры дерева, прежде чем вытрете излишки жидкости. Когда вы будете делать пробы на образцах, можете сравнить, как будут отличаться цвета в зависимости от времени впитывания протравы.

Освещение

Ещё один фактор, влияющий на конечный цвет протравленного дерева – это освещение, при котором вы работаете. Имейте в виду, что оттенок, который вы видите при естественном освещении, при свете ламп накаливания и при свете ламп дневного света – это три разных оттенка. Разница может не быть очевидной, но всё же, цвета, которые выглядят идентичными под лампой дневного света, могут оказаться разными при утреннем свете из окна. Золотое правило просто: занимайтесь протравкой в том же помещении, где будет в дальнейшем находиться ваш объект.

Фото: протравка древесины может осуществляться при помощи огня
Протравка древесины может осуществляться при помощи огня

Некоторые из этих рекомендаций помогут вам сделать разницу между цветом протравленного дерева и цветом, на который вы ориентируетесь, незначительной. Однако, когда речь идёт о протравке дерева, даже незначительная разница в цвете – это разница между успешной и неудачной протравкой. Глубокое изучение свойств дерева, практика экспериментов на образцах и творческий подход к делу – вот три ключа к успеху в искусстве протравки деревянных поверхностей.